Как Почистить Икону от Копоти Деревянную в Домашних Условиях • Красочный слой
Распространенные проблемы
Реставрация иконы – шаг очень серьезный и ответственный. Если вы не уверены в своих силах, лучше отдайте ее профессионалам. Также очень важно вовремя и правильно распознать ту или иную проблему.
Требуется правильно выявить степень повреждения, и тут потребуется своевременная реставрация иконы, чтобы потом не потерять ее вообше. Нередко встречаются проблемы с окладом образа, который со временем окисляется и зеленеет, чем значительно портит внешний вид иконы. В таком случае его нельзя снимать самому, поскольку неловкими действиями можно еще больше навредить.
Многие специалисты считают, что реставрация иконы в домашних условиях неподготовленными людьми качественно не может быть выполнена, поэтому, если у вас нет подобного опыта, лучше отдать святыню профессионалам. Если же вы ранее хоть немного этим занимались, можно попробовать привести ее в порядок самостоятельно.
Как можно очистить старую икону. Как мыть иконы в домашних условиях. Как проводится расчистка
- рыбий клей используется при закреплении красочного слоя, реставрации деревянных частей икон и для профилактической заклейки;
- пчелиный воск, растворенный в бензине, помогает обрабатывать торцы деревянной части конструкции;
- восковые мастики разного содержания применяют при шелушении краски и при отставании грунта. С их помощью реставрируют деревянную часть и заделывают трещины;
- спиртовой раствор используют для укрепления образов, которые долго лежали во влажном помещении;
- раствор ДДТ помогает, когда икона поражена насекомыми;
- эмульсия на основе воды и желтка укрепляет краску при шелушении в виде вздутий;
- водный раствор ПАВ используется для чистки грязи на поверхности иконы.
на сведения к минимуму сильных, часто неконтролируемых панических атак, ненависти, гнева и злости к постепенному обретению себя и возможностью самостоятельно регулировать свое состояние
Распространенные проблемы
Казалось бы, хранить священные реликвии дома очень просто и с ними ничего не произойдет, но это не так. Жаркий или влажный микроклимат в помещении может навредить иконам. Вслед за постепенной коррозией образ Бога или других святых будет портиться, а семейная ценность придет в негодное состояние. Поэтому важно не только молиться пред ликом, но еще и правильно ухаживать за ним.
- в чрезмерно жарком месте фанера, на которой написан образ, может искорежиться;
- нарастающие слои пыли;
- рядом находящиеся с иконой свечи могут закоптить ее;
- растрескивание и опадание красочного покрытия;
- из-за высокой влажности могут появиться плесень и грибок.
Мелкие повреждения реликвии можно устранить своими руками в условиях дома. А вот отлетевшую краску и деформацию фанеры исправить сложно, поэтому потребуется специальная реставрация в церкви.
Как мыть иконы: чистка медных, бронзовых, золотых окладов
- еженедельно проводят обработку изделий при помощи сухой ткани, оберегают детали из сплава от попадания пыли и грязи;
- предотвращают попадание прямых солнечных лучей на латунную посуду, рекомендуется хранить их в ящиках;
- избегают повышенной влажности в помещении;
- бижутерию из разных металлов запрещено хранить в одной емкости, при этом коробочки рекомендуется обшивать тканью;
- при потускнении и проявлении коррозии необходимо применять средства для чистки латуни в домашних условиях.
Стоит помнить, что, используя специальные материалы для чистки ювелирных изделий (пасту ГОИ), зубную пасту или порошок, можно легко повредить поверхность изделия. Поэтому такие средства для очистки применять не рекомендуется.
Как правильно ухаживать за семейной ценностью
Икона может быть изготовлена из различных материалов, и в зависимости от этого определяется способ ухода за ней.
Живописная икона состоит из четырёх слоёв – основы (деревянной доски), грунта (левкаса), самого рисунка и олифы, нанесённой для закрепления живописи. Чистят такую икону очень осторожно, чтобы не повредить изображение.
- Рукописные иконы нужно очищать от пыли и паутины при помощи мягкой кисти (лучше всего беличьей) при условии, что изображение не шелушится и не осыпается.
- Нельзя писаный образ протирать ни мокрой, ни влажной тряпкой, а тем более мыть при помощи мыла, или использовать какое-либо моющее средство.
- Недопустима чистка рукописных ликов при помощи спирта, ацетона или других растворителей.
- Нельзя смазывать изображение никакими составами на жировой основе, в том числе маслом. Масляный слой быстро темнеет и собирает на себе пыль и грязь.
- Лицевую сторону не следует покрывать ни масляным, ни спиртовым лаком с целью закрепления отслаивающегося изображения или потрескавшегося левкаса.
- Очищать от копоти такую икону самостоятельно специалисты не рекомендуют, так как это приведёт к разрушению рисунка. В данном случае необходимо прибегать к помощи опытных реставраторов.
- Если икона повреждена микроорганизмами и грибками, она потребует дезинфекции и специальной обработки. В данном случае лучше прибегнуть к помощи специалистов.
Иконы из меди, бронзы, серебра и золота, имеющие рельефную поверхность, также требуют определённого тщательного ухода. В таких случаях рекомендуется также прибегать к помощи реставратора.
- серебром или позолотой икону промывают при помощи водки или разбавленного спирта с использованием ватного тампона или палочки, предварительно проверив его действие на краешке изображения. Если защитный слой из лака при такой чистке не повреждается, тогда аккуратно мойте всю поверхность.
- Икону-чеканку из золота, серебра, меди, латуни моют составом из воды, детского мыла и аммиака, «замачивая» её на пятнадцать минут в данном растворе. Вещество аккуратно наносят натуральной кистью. После отхода окиси очищенная икона промывается водой и высушивается ватным тампоном. Некоторые владельцы икон чистят их аналогичным образом при помощи томатного сока либо рассола. Медные иконы издавна чистили клюквенным соком.
- Для очистки икон из металлов применяют слабый раствор детского мыла и аккуратно выполняют действия при помощи тампона или ватной палочки. Когда поверхность почищена, её необходимо высушить, промокнув несколько раз сухим ватным тампоном.
Стоит помнить, что, используя специальные материалы для чистки ювелирных изделий (пасту ГОИ), зубную пасту или порошок, можно легко повредить поверхность изделия. Поэтому такие средства для очистки применять не рекомендуется.
Как правильно мыть иконы дома в домашних условиях
- по возможности хранить её в специальном киоте и регулярно проветривать;
- свечи и лампадки должны находиться на безопасном расстоянии от изображения;
- не размещать иконы вблизи отопительных приборов, окон и форточек, беречь их от сквозняков;
- в излишне влажных или сухих помещениях образ может отсыревать или трескаться от пересыхания;
- нельзя хранить такие предметы искусства в неотапливаемых нежилых помещениях, где они будут подвержены влиянию перепадов температур и влажности;
- не следует допускать попадания на изображение прямых солнечных лучей, иначе оно быстро выгорит.
Чтобы соединить фрагменты доски, я сделал две шпонки из сосновой рейки, которой был придан примерно такой же радиус кривизны, как у доски в сборе. Далее конические шпонки постепенно подгонялись по месту посадки. В финале я смазал клеем ПВА стыки досок иконы (сами шпонки приклеивать не надо) и забил шпонки легким постукиванием деревянной киянки. Чтобы шпонки не слишком выделялись на оборотной стороне иконы, я затонировал их морилкой под старое дерево.
Красочное покрытие
Изображения следует мыть только мягкой материей: салфетками и тряпками без грубых ворсин. Церковные специалисты советуют мыть иконы следующими способами:
- От копоти помогает раствор из мыла. Но часто такая процедура не рекомендуется, многократные протирания способны повредить святой лик. А это самая ценная часть иконы.
- Есть другой рецепт, который отлично удаляет копоть: спирт, желток яйца, скипидарная мазь и прохладная вода с соотношением 2:1:2:5. Смесь размешивается до однородного состояния. В ней замачивается ватная палочка и выполняется процедура по очистке. По окончании раствор стирается сухой материей.
- Чтобы предотвратить шелушение краски, следует воспользоваться простым рецептом: взять куриный желток и кипяченую охлажденную воду соотношением 1 к 5. На поврежденный слой ватной палочкой наносится смесь, выжидается 60 минут, а потом покрытие вытирается материей. Процесс повторяется несколько раз, чтобы краска была доведена до состояния блеска.
- Растительное масло восстанавливает цвет реликвии. Можно использовать оливковое масло. Достаточно протирать лик ежемесячно, чтобы на нем образовался тонкий защитный слой. Если это не действует, поможет церковный реставратор.
Важно! Вода, использовавшаяся для мытья икон, не выливается в раковину или на тропинки. Ее надо вылить только в сад — в то место, где люди не ходят. Если сделать иначе, то, как заявляют священнослужители, — это грех.
Если самостоятельная чистка икон в домашних условиях пугает владельца, то ему лучше прибегнуть к профессиональным услугам. Неправильные процедуры могут еще сильнее повредить покрытие.
Во избежание появления пятен окиси дверные ручки из латуни рекомендуется покрывать слоем специального лака для металла
Как правильно мыть иконы дома в домашних условиях
- Зубной порошок прекрасно очищает медные чеканки и реликвии. Медные, золотые и серебряные реликвии чистить тяжело, особенно, если имеется резная фактура. Для правильного мытья продаются специальные средства, которыми обрабатывают ювелирные украшения из всевозможных металлов. Для чистки изделий из меди используется зубной порошок или паста Гоя.
- Чтобы серебряные и золотые образа сияли блеском, необходимо применить спирт и водку, предварительно разбавленные. Специалисты чистят иконы ватными палочками, обработанными в растворе. Чтобы проверить, не навредит ли изготовленная смесь реликвии, рекомендуется промазать тот участок, который практически незаметен. Если лак или краска не слезли, можно смело протирать изделие.
- Существуют комбинированные иконы, например: дерево и металл. В этом случае помогут бочковые помидоры и клюква. Чтобы не испортить изображение, мытье должно быть без спешки и аккуратным. Сначала на металл наносится клюква и кислые томаты, затем загрязнение от металлической поверхности начинает отходить, а потом ее протирают сухой материей. Процедура проводится раз за разом до той степени, пока вся грязь не будет смыта, а металл не станет светлым.
- Поверхность реликвии хорошо очищают с помощью нашатырного спирта. Берется обычная кисть, которую используют художники, затем раствор наносится на всю поверхность иконы. Ее владелец должен выждать некоторое время и протереть церковное изделие сухой материей. По окончании используется фен для сушки, но на самой слабой мощности, поскольку поток горячего воздуха может навредить изображению.
- Золотые изделия чистятся уксусной и лимонной кислотой. Если иконы сделаны из бронзы или меди, то кислота немного разбавляется с водой. После очистки поверхности потребуется сухая тряпка.
Священное изображение на дереве может разрушиться из-за плесени, которая распространяется очень быстро. Если плесень образовалась на лицевой части иконы, во избежание порчи лика следует отнести икону к реставратору. Самому устранить плесень на видном месте очень трудно и можно принести больше вреда, чем пользы.
Нужно ли реставрировать икону перед продажей?
Необходимо также понимать, что под реставрацией некоторые псевдо-специалисты могут понимать весьма широкий спектр воздействий и вмешательств, далеко не всегда необходимый. Зачастую доморощенная реставрация способна уничтожить всё то ценное, что было в старинной живописи, и икона в этом случае превращается в полуноводел, практически никому не интересный.
Святая Параскева Пятница
Начало XVIII века. Русский Север.
После раскрытия. Без вмешательств.
Частная коллекция.
Принципиально отличаются научная (или музейная), церковная и антикварная реставрации.
«Музейная реставрация» стремится в основном к консервации, к сохранению естественного облика иконы, как он есть, со всеми лакунами и потерями, в отдельных случаях лишь слабо тонируя особо диссониррующие утраты и намечая возможные силуэты фигур.
«Церковная реставрация» стремится вернуть икону в храм, в религиозную жизнь, поэтому после проведения необходимых работ по очистке и сохранению древней живописи икона обычно дописывается. Увы, иногда при этом памятник визуально гибнет. «Церковная реставрация», по сути являющаяся произвольной реконструкцией древнего образа, сделанной в согласии с личным вкусом и умением иконописца, среди коллекционеров считается истинным варварством.
Иногда прибегают к частичному раскрытию иконы — в этом случае очищается небольшой фрагмент, позволяя судить об авторском слое в общих чертах. Дальнейшие мероприятия по раскрытию и реставрации, если она необходима, будут предприняты покупателем. Однако фрагментарные расчистки могут также повредить иконе: потом, при полном раскрытии, границы первоначальных «шурфов» порой остаются заметны.
Особенности профилактической заклейки
- Мыльный раствор. Снимает следы копоти, используют 5-процентный раствор детского мыла, но изредка.
- Скипидарно-спиртовой состав. Смешивают желток яйца, скипидара и спирта по две части, холодной воды кипяченой — пять частей. Кистью наносят на красочный слой, спустя несколько минут снимают ватным тампоном.
- Спиртовой раствор. Водка или спирт смешивается с водой в равных частях. Ватный тампон смачивают в жидкости и осторожно протирают поверхность.
Читайте также: Как замачивать нут для плова, супа и хумуса, в какой воде, сколько часов, как правильно отваривать
Реставрация иконы подручными средствами
Больше трех лет назад мне в руки попала старинная икона. Точнее, набор покрытых паутиной щепок, на которых что-то смутно угадывалось, а со всех сторон торчали ржавые гвозди. Дело было в Костроме, в одной из антикварных лавок. Денег за нее просили смешных, а по тому, как она там лежала, было видно, что связываться с иконой никто не хочет, и скоро у нее имеются все шансы отправиться в хлам.
К сожалению, я не сделал фото иконы целиком перед началом работы. Представление об исходном состоянии дает правая часть. Фигуры Св. Макария и Св. Симеона Столпника — после первичной промывки.
Первичная промывка завершена. Открылись утраты живописи.
Стали заметны и утраты красочного слоя. Они были довольно значительны, но, к счастью, большая их часть пришлась на поля (в основном на правый нижний угол), а также на стыки между фрагментами досок. Когда-то доски соединялись шпонками, но они также были утрачены: предстояло сделать новые.
На гораздо больших площадях краска уцелела, но отслоилась. Отходящие чешуйки я приклеил на место желтковой эмульсией. Желток разводится холодной кипяченой водой (я делал примерно 1:3), далее отошедшая краска и доска или левкас под ним немного смачиваются 50% раствором спирта, а эмульсия после подсыхания вводится с помощью шприца. Немного размягченная краска прижимается ватной палочкой. Желтковая эмульсия сохнет долго: когда весь отходящий красочный слой был укреплен, я дал «вылежаться» иконе пару месяцев.
Процесс расчистки методом компрессов
Изготовление новых шпонок. Самое сложное — точно выдерживать переменный радиус кривизны.
Чтобы соединить фрагменты доски, я сделал две шпонки из сосновой рейки, которой был придан примерно такой же радиус кривизны, как у доски в сборе. Далее конические шпонки постепенно подгонялись по месту посадки. В финале я смазал клеем ПВА стыки досок иконы (сами шпонки приклеивать не надо) и забил шпонки легким постукиванием деревянной киянки. Чтобы шпонки не слишком выделялись на оборотной стороне иконы, я затонировал их морилкой под старое дерево.
Подгонка шпонок и сборка иконы
На утраты красочного покрытия был положен левкас в несколько слоев. С классическим старинным рецептом на основе толченого мела и осетрового клея я решил не связываться, и воспользовался готовым на основе ПВА. Фактически, левкас — та же шпатлевка: кладется в несколько слоев, первый — более густой, сушится, зачищается тонкой шкуркой, кладется еще один слой — и так до полного выравнивания поверхности. Последний слой делается совсем жидким, наносится кистью и полируется грубой тканью.
Важно! Вода, использовавшаяся для мытья икон, не выливается в раковину или на тропинки. Ее надо вылить только в сад — в то место, где люди не ходят. Если сделать иначе, то, как заявляют священнослужители, — это грех.
Красочное покрытие
- Чистка образов на основе медной чеканки зубным порошком. Иконы тяжело очищать, если они изготовлены из золота, серебра и меди, а также имеют резную фактуру. Чистят образы с помощью специальных средств, предназначенных для ювелирных изделий или других металлов. Дома за медными иконами ухаживают с помощью зубного порошка. В качестве альтернативы можно использовать пасту Гоя. Медные оклады также очищают с помощью пасты (покупают в специализированном магазине), предназначенной для этого металла.
- Водка и разбавленный спирт для золота и серебра. Очищенная икона после использования этих средств будет сиять чистотой. Водку наносят с помощью ватного тампона или палочки. Сначала средство наносят на незаметный участок, если защитный слой лака не слазит, можно мыть всю поверхность.
- Чистка комбинированных икон клюквой и бочковыми помидорами. В данном случае образ состоит из металла и доски. Важно аккуратно провести процедуру реставрации, чтобы не повредить рисунок. Медь протирают клюквой, можно использовать кислые бочковые помидоры. Этими продуктами натирают металл, и оставляют откисать. Затем вытирают сухой тряпочкой. Повторять процедуру можно до тех пор, пока медь не просветлится.
- Аммиак. Почистить иконное обрамление можно и нашатырным спиртом. Его необходимо аккуратно нанести натуральной кистью, подождать некоторое время, а затем промыть и просушить.
- Лимонная кислота или уксусная подходит для изделий из золота. Для медных и бронзовых, раствор должен быть не слишком концентрированным, сразу после применения средства изделие необходимо промыть чистой водой.
Этот метод поможет справиться с чернотой на поверхности изделий. Вам понадобятся:
Содержание
- 0.1 Распространенные проблемы
- 0.2 Как можно очистить старую икону. Как мыть иконы в домашних условиях. Как проводится расчистка
- 0.3 Распространенные проблемы
- 0.4 Как мыть иконы: чистка медных, бронзовых, золотых окладов
- 0.5 Как правильно ухаживать за семейной ценностью
- 0.6 Как правильно мыть иконы дома в домашних условиях
- 0.7 Красочное покрытие
- 0.8 Как правильно мыть иконы дома в домашних условиях
- 1 Нужно ли реставрировать икону перед продажей?